Хорошими делами прославиться нельзя?

В детстве учителя и книги Аркадия Гайдара призывали нас делать добрые дела. Потому что мы тимуровцы/октябрята/пионеры. И мы послушно водили старушек через дороги, собирали металлолом-макулатуру, твердили «жизнь дана на добрые дела»… А потом ты дала подруге свою блузку на школьную дискотеку, и эта красотка окрутила мальчика, который тебе очень нравился. Так в копилку житейской мудрости добавилась еще одна: «Ни одно доброе дело не остается безнаказанным...»

Теперь ты выросла, обзавелась семьей, домашним питомцем и жизненным опытом. Но до сих пор не можешь ответить, стоит ли делать добрые дела. Вероятнее всего, да. Но вот почему и зачем — увольте, проще объяснить, «кто убил Лору Палмер». Да и послевкусие добродетели не всегда бывает сладким: вчера вступилась за коллегу-подругу, она молчала, как овечка, в то время как ты декламировала боссу лозунги о свободе и зачитывала права человека. В итоге за спиной руководителя коллектив тебе рукоплескал и дал кличку «Робин Гуд», а шеф вызвал на ковер и предупредил: еще один демарш — и вэлкам, свобода от работы и зарплаты. А подруга живет и в ус не дует.

И таким разочарованиям нет конца: ты «урвала» свободную минутку и купила продукты для пожилой хворой свекрови. А через час она попеняла, что помидоры слишком зрелые, кефир — чересчур густой и т.д. Ты согласилась посидеть с соседским ребенком, а этот охламон умудрился разбить стекло в кухонной двери и рассыпать стиральный порошок в ванне. И опять твой горестный вздох: «Не делай добра — не получишь зла». Стоп, не все так печально. Во-первых, изначально поговорка звучала по-другому: «Делай добро — и не познаешь зла», это злые циники ее переиначили. Во-вторых, ты бы чувствовала себя во стократ хуже, если бы не навестила свекровь с кефиром и соболезнованиями и послала подальше соседку с ее гиперактивным чадом. И еще куча причин...

Все люди делают это?

Причина первая и главная (в идеале, конечно) — мы совершаем добрые поступки, выручаем, утешаем, потому что так нам хочется. Дозарезу охота, чтобы человек улыбнулся, воспрял духом, порадовался. Такие дела идут от сердца, потому бесценны. Не всегда мы адресуем их тем, кого считаем друзьями и близкими. Кто-то расчищает тропку от завалов, чтобы незнакомый путник, идущий следом, не маялся. Кто-то, увидев, что старушка уронила ключ и подслеповато щурится в поисках пропажи, откладывает дела и приходит на помощь. Вроде бы пустяковина, но десяток других хомо сапиенсов спокойно прошли мимо. Потом бабулька горячо благодарит, мол, «дай бог тебе здоровья, добрый человек», ты благородно улыбаешься: «Что вы, не стоит, это мелочь». А вот и не мелочь: это твоя личная маленькая победа. Над эгоизмом, над дурацкими поговорками «человек человеку — волк» и «своя рубашка ближе к телу». Тебе и раньше не нравились эти пословицы, морщилась, когда вынужденно их цитировала… Но сейчас произошло маленькое чудо, ты опровергла циничные слова своим поступком.

«А мне за это семь грехов спишется...»

Но бывает, что добродетель продиктована иными мотивами. Для «затравки» притча: у церкви сидел нищий, мимо шел прихожанин и протянул монету: «Держи рублик, купи себе хлеба. Поди, кроме меня, никто не подал?» — «Так ведь и ты не мне подаешь, ты себе подаешь», — ответил оборванец.

Спорить с «философом» бесполезно. Все мы верим, что будет возмездие за наши деяния, что за грехи придет расплата, а добродетель будет вознаграждена. А как не верить, если про ад для грешников и рай для праведников в загробной жизни человечеству вторят уже две тысячи лет. Причем зачастую ответить за неблаговидный поступок приходится, не дожидаясь перехода в мир иной. Поэтому ты горестно восклицаешь, стукнув машину или сломав каблук: «Черт, это мне за то, что смеялась над влюбленным Петей!»

Вот и подаем милостыню, надеясь, что добрые поступки перевесят те, за которые откровенно стыдно. Это старая практика: загубив невинных душ без числа, купчина-охальник во искупление возводил церковь. Теперь подача милостыни и прочие добродетели «в зачет грехов» называются «почистить карму». Кстати, на санскрите «карма» означает «действие», а в православии — попросту грех.

Есть ли толк от нарочитого милосердия? Пожалуй, лишь для того самого нищего, который обогатился на некую сумму. Для тебя, для твоей души это бесполезный акт, это же говорят православные источники: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды».

И что теперь делать — не помогать другим, если эту помощь нельзя скрыть? Да нет, хочется сделать доброе дело — делай. Но от чистого сердца.

«В жизни всегда есть место подвигу»

Так же, как и доброму делу. Хватит канючить, что жилищные условия и муж не позволяют тебе усыновить всех брошенных детей и дать приют всем бездомным. Не надо совершать глобальные добродетели «на разрыв аорты», достаточно внести посильную лепту. Чтобы пояснить, опять сошлемся на притчу: «В лесу был страшный переполох: звери бежали, не разбирая дороги, с криком: «Сейчас упадет небо! Спасайся кто может!» И только маленький воробышек лежал лапками кверху. Тогда волк остановился: «Глупая птаха, что лежишь ты здесь? Разве не знаешь, что сейчас упадет небо?» А воробей ответил: «Я просто делаю то, что в моих силах — держу лапками небо».

Разумеется, тебе не по силам оплатить дорогостоящую операцию больному ребенка, но этого никто и не требует. Зато вполне реально внести свою сумму — что называется, с миру по нитке, вот и будет голому рубаха. И одно большое доброе дело на всех.

«Добро должно быть с кулаками!»

По словам поэта Евгения Евтушенко, эта фраза вырвалась у его коллеги Михаила Светлова, когда тот пытался втолковать, что добро должно уметь себя отстаивать. Возьмем пример: на мирных жителей соседний народ пошел войной. Что делать — принять власть захватчиков или собрать войско и дать отпор, сохранить землю предков? Наверное, ответ предсказуем, и никому в голову не придет обвинять воинов в злодеянии. А вот другой пример, более реальный и животрепещущий. В одном вузе имелся преподаватель редкой зловредности. Из упрямого паскудства он мог влепить «пару», лишив студента стипендии, «зарубить» красный диплом, поставив нежелательную четверку. Причем делал это не из обостренного чувства справедливости, а просто «из любви к искусству». Когда студенты роптали, он глумливо склабился в улыбке: «Да, я такой. Вот станете профессорами, тогда я вас послушаю. А сейчас я здесь господь бог, вот и не гневите меня». Но однажды группа парней, устав мириться с преподавательским беспределом, встретила мучителя на узкой тропинке для серьезного разговора. В итоге вредный профессор около месяца проживал на белом свете в образе очковой кобры или панды. После чего стал удивительно покладистым: адекватно оценивал знания студиозусов и прекратил именовать себя господом. Конечно, разглядывая в зеркале синяки, он вряд ли «осознал и стал на путь исправления», зато появился страх. Разборка с мордобоем не сделала коренных перемен в его сознании, он не обливался слезами раскаяния. Но куче народа, в том числе и новым поколениям учащихся, стало легче жить. А легенда о благородных мстителях еще долго передавалась из уст в уста. Как понимаешь, они тоже предпочли остаться неизвестными.

К чему мы это? К тому, что иногда добродетель — это противостояние злу и несправедливости. Причем в активной и болезненной форме. И если у тебя однажды возникнут сомнения, правильно ли ты поступаешь, желая поставить на место зарвавшегося субъекта, вспомни слова Иоанна Златоуста: «Если ты желаешь, чтобы твои добрые дела были велики, то почитай их великими». Спорно, конечно, но для самооправдания годится.

«Хорошими делами прославиться нельзя»

Так пела старуха Шапокляк и, в принципе, была права. Потому что о своей добродетели нельзя рассказывать на каждом углу, нельзя ею гордиться и хвастать. Это и писатель Гайдар вдалбливал школярам, и христианские заповеди задолго до него — мол, «если усвоишь какие-либо добродетели, не хвастай, не говори, то и то я сделал и исполнил. Такое хвастовство — признак величайшего неразумия». Словом, облагодетельствовал кого — и молчок. Однако может возникнуть обидное чувство, что творящих благо не знают и не помнят. В самом деле, каких прекраснодушных людей ты можешь навскидку назвать? Мать Тереза, Нельсон Мандела, Индира Ганди. Зато если перечислять великих злодеев, отсохнет язык: тут вам и Иуда, и Чезаре Борджиа, и Бокасса с Пиночетом, и Гитлер под ручку с Муссолини, а также Чикатило и экс-свекровь Изольда Генриховна. Все просто: человеческий мозг надежнее фиксирует отрицательную информацию, это в нас инстинкт самосохранения говорит. Чтобы, если один товарищ вдруг начал выкидывать неприятные коленца, насторожиться и помнить, к чему могут привести эти фортели. И успеть принять меры по обезвреживанию и изоляции тирана.

Можешь, когда захочешь

Как ни странно, Земля носит не только добрых людей, но и тех, кого в самом мягком варианте можно назвать «редисками». Причем эти злыдни знают свою натуру и даже кичатся этим. Так, одна жутко начитанная, но абсолютно пустоголовая девушка на полном серьезе утверждала, что умный человек может быть только злым, ибо видит истинную суть событий. Он не станет подавать милостыню, зная, что нищий эти деньги потратит не на еду, а на известные напитки. Он поддержит идеи о превосходстве наций и об умерщвлении слабых и больных — потому что бесполезно тратить на них деньги налогоплательщиков. Когда же собеседник ответил ей, что высшая степень мудрости — доброта и всепрощение, барышня взвилась: «Ну нет во мне доброты, бог меня такою создал, вот пусть на себя и пеняет». Да, мы часто слышим: «я циник, не верю в любовь, миром правят страх и деньги, не делай добра, не получишь зла. И все ваши проповеди о взаимопомощи — сказки в пользу бедных». Не советуем ни вступать в дискуссию, ни пытаться найти смысл. В мире поровну хорошего и плохого, темного и светлого, доброго и злого. И порой именно от тебя зависит, какая чаша весов перевесит.

А «на десерт» и в подтверждение -притча.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь, сомнения...

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность, уверенность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Одна Такая
Одна Такая
Была на сайте никогда
38 лет (09.04.1980)
Читателей: 54 Опыт: 0 Карма: 1
Я в клубах
Идеи для дома Пользователь клуба
Сказочный мир кукол Администратор клуба
все 41 Мои друзья